Королевы крика: как фильмы ужасов изображают женщин?

Кино

Женские персонажи всегда были важной частью кинематографа, и жанра «хоррор» в частности. Они могут задавать определённый тон повествованию, создавать невероятные сюжетные повороты («Мы», 2019), или оказаться единственными выжившими после схватки с маньяком-убийцей («Техасская резня бензопилой», 1974 или «Хэллоуин», 1978). Героини фильмов ужасов часто становятся центральными фигурами повествования и оказываются метафорическими символами или предостережениями для зрителей.
В нашей статье мы попробуем проследить историю самых популярных женских кинообразов, и то, как они менялись с течением времени.

Типичные женские роли в фильмах ужасов

Женщинам всегда выделялось особое место даже в ранних в фильмах ужасов. К примеру, в картине «Пражский студент» (1913) одна из целей главного героя – завоевать расположение графини Маргит. С тех пор образы киногероинь претерпели значительные изменения: от девицы, оказавшейся в беде и нуждающейся в помощи, до кровожадной злодейки.

Дева в беде

Это классический образ женщины в кино, который характерен не только для жанра хоррор. Как правило, это молодая и привлекательная женщина, терзаемая или похищаемая главным злодеем или ужасным монстром и ожидающая спасения от главного героя.

Однако именно в ужастиках эти героини проявились ярче всего и снискали огромную популярность у зрителей. «Девами в беде» ранних фильмов ужасов были Лиль Даговер («Кабинет доктора Калигари», 1920) и Хелен Чандлер («Дракула», 1931). Своего пика этот образ достиг в культовой картине Альфреда Хичкока «Психо» (1960). Уже в начале фильма молодая девушка Мэрион Крэйн (в исполнении Джанет Ли) оказывается в бедственном положении. Она отчаянно хочет выйти замуж за своего парня, но не может сделать этого из-за недостатка средств, отчего решается на кражу крупной суммы денег. В конечном итоге, всё заканчивается плохо и героиню убивают в мотеле, где она решает остановиться на ночлег.

Типичные женские персонажи фильмов ужасов
Джанет Ли в роли Мэрион Крэйн в фильме Альфреда Хичкока «Психо», 1960 год. Источник – imdb.com

Смерть Мэрион играет ключевую роль в выяснении того, что происходило в том мотеле, и запускает цепь событий, способствующих выведению преступника на чистую воду. История её невзгод, приведших к смерти в злополучном мотеле, становится движущим фактором, позволяющим развиваться сюжету.

Королева крика

Одной из первых «королев крика» считается Фэй Рэй, сыгравшая Энн Дэрроу в фильме «Кинг-Конг» (1933). Её образ в этой картине послужил основой для создания этого амплуа. Изначально термин «королева крика» использовался для описания героини, которая в буквальном кричала на экране, но со временем его значение изменилось.

Кто был первой королевой крика?
Фэй Рэй в роли Энн Дэрроу в фильме Мериана Купера и Эрнеста Шодсака «Кинг-Конг», 1933 год. Источник – kinomania.ru

В слэшерах термином «королева крика» принято обозначать внешне привлекательных, сексуальных героинь, которые в минуты встречи с маньяком не пытаются вызвать полицию или спрятаться, а начинают истошно кричать, зная, что никто их не услышит и не придёт на помощь. В кино их смерть всегда изображается мучительной и долгой (в отличие от мужских персонажей) – многие эксперты считают, что создатели слэшеров таким образом демонстрируют на экране метафорическое взятие женской сексуальности под контроль мужчиной.

Самые известные королевы крика
Дебра С. Хэйс в роли Клодетт Хейз в фильме Шона Каннингема «Пятница, 13-е», 1980 год. Источник – imdb.com

Многие актрисы, в том числе и сама Фэй Рэй, не любили, когда их причисляли к «королевам крика», так как считали образы своих экранных персонажей чересчур сексуализированными.

С течением времени отношение к термину менялось и в наши дни «королевами крика» называют исполнительниц главных женских ролей в хоррорах.

Последняя девушка

Это один из самых популярных и узнаваемых тропов в ужастиках. Термин был введён Кэрол Дж. Кловер (автором книги «Men, Women, and Chainsaws: Gender In The Modern Horror Film», 1992) и описывает девушку, которая выживает после встречи с маньяком в конце фильма ужасов. Отличительной чертой такой героини является ум, целомудренность и внимательность; в отличие от «королевы крика» она борется и использует свои инстинкты выживания, чтобы спастить от угрозы.

Одной из первых «последних девушек» является Салли Хардести в исполнении актрисы Мэрилин Бёрнс в фильме «Техасская резня бензопилой» (1974). Салли – единственная, кому удаётся выжить в схватке с Кожаным лицом, в то время как все остальные её друзья погибают. И хоть ей и удаётся пережить столь кошмарное приключение, случившееся навсегда травмирует её: в финале картины окровавленная Салли едет в капоте машины и истерически смеётся.

Последняя девушка кто это?
Мэрилин Бёрнс в роли Салли Хардести в фильме Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой», 1974 год. Источник – kinopoisk.ru

Первоначально этот образ никак не был отмечен и стал популярен лишь после выхода фильма «Хэллоуин» (1978). В нём рассказывается о Майкле Майерсе (Ник Кастл), который в детстве убивает свою старшую сестру. Его помещают в психиатрическую лечебницу, из которой он сбегает спустя 15 лет. Он возвращается в родной город, возле своего бывшего дома замечает старшеклассницу Лори Страуд (Джейми Ли Кёртис) и начинает её преследовать. Лори выделяется среди других девушек: она умна, мила, целомудренна, немного параноидальна и не интересуется отношениями с противоположным полом. Она быстро замечает слежку за собой и рассказывает об этом подругам, но те только смеются над ней и не воспринимают её слова всерьёз.

Тем временем, Майк задумывает убить Лори, но прежде жестоко расправляется с её друзьями. В конечном итоге Лори вступает в противостояние с Майерсом, даёт ему отпор и даже ранит его – в конце фильма её спасает психиатр, лечивший Майка.

Многие критики отмечали, что в фильме «Хэллоуин» секс приводит к смерти и считали, что таким образом режиссёр показывает своё негативное отношение к распущенности молодёжи, ведь в конце выживает целомудренная Лори. Сам Джон Карпентер, всегда говорил, что его фильм никогда не имел такого скрытого подтекста, но, так или иначе, в дальнейшем, многие сценаристы и режиссёры не раз использовали эту идею в свих фильмах.

Образ последней девушки в кино
Джейми Ли Кёртис в роли Лори Строуд в фильме Джона Карпентера «Хэллоуин», 1978 год. Источник – kinopoisk.ru

В любом случае, персонаж Лори Страуд популяризировал образ «последней девушки» и послужил образцом для становления этого архетипа в хоррорах.

В недавно вышедших в прокат картинах «Варвар» (2022) и «Крик VI» (2023) авторы продолжают демонстрировать нам, что женская интуиция всегда способна почувствовать неладное задолго до того, как оно произойдёт. И Тесс Маршалл (Джорджина Кэмпбелл) из «Варвара», и Сэм Карпентер (Мелисса Баррера) из «Крика» пытаются сбежать при первых признаках опасности, но им это не удаётся и они оказываются втянутыми в водоворот ужасающих событий.

Образ последней девушки в современном кино
Джорджина Кэмпбелл в роли Тэсс Маршалл в фильме Зака Креггера «Варвар», 2022 год. Источник – dzen.ru

Одно в образе «последней девушки» остаётся неизменным – её желание и волевое стремление к выживанию. Каждая героиня, начиная с Салли Хардести, доказывала, что способна бороться до конца, чтобы остаться в живых.

Одержимая демонами

Ещё один популярный образ в фильмах ужасов – женщина, одержимая злыми силами. Очень многие фильмы об экзорцизме и оккультизме показывают нам этот образ в тех или иных вариациях: «Изгоняющий дьявола» (1973), «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005), «Одержимая» (2012), «Проклятие монахини» (2018) и т.д.

В редких случаях для одержимости женщины в таком кино нет никаких внешних предпосылок – она становится такой только потому, что она женщина, либо одержимость передаётся в её семье по наследству по женской линии. И изгнать из неё злого духа может только пастор или экзорцист, то есть мужчина.

Фильмы об одержимости дьяволом
Дженнифер Карпентер в роли Эмили Роуз в фильме Скотта Дерриксона «Шесть демонов Эмили Роуз», 2005 год. Источник – kinopoisk.ru

Исследователь кино Кэрол Дж. Кловер считает, что образ одержимой женщины в кино демонстрирует нам кризис андроцентризма. Эта концепция считает мужчин и мужской опыт нормой, а женщин и их поведение – отклонением от нормы, маргиналией.

Некоторые современные хорроры занимаются переосмыслением этой классической сюжетной линии.

Фильмы об экзорцизме
Морфидд Кларк в роли Мод в фильме Роуз Гласс «Святая Мод», 2019 год. Источник – film.ru

В фильме «Святая Мод» (2019) главная героиня, набожная медсестра Мод (Морфидд Кларк), одержима Богом, а не Дьяволом. Она ухаживает за смертельно больной танцовщицей Амандой (Дженнифер Эль) и убеждает себя, что с помощью любви и веры она сможет спасти её душу. То есть, по сути, Мод сама становится экзорцисткой.

Ведьма

Неспроста образ ведьмы так популярен в кино. Ведь магия, как и женственность, неразрывно связаны с природой и хаосом и их невозможно обуздать. Ряд исследователей полагают, что образ ведьмы в кино следует рассматривать, как вызов патриархату.

В хоррорах ведьмы всегда изображались по-разному. В фильме «Маска Сатаны» (1960) перед зрителем предстаёт мстительная ведьма, которая вселяется в молодую девушку и обрушивает гнев на своих обидчиков.

В фильме «Колдовство» (1996) главные героини – девушки-изгои, которые получают магические способности. В отличие от большинства историй о ведьмах, здесь источником их способностей выступает не Дьявол, а силы природы. Магия в фильме является метафорой женской сексуальности, которая наделяет женщину особой властью, по мере своего развития. Так же, колдовство здесь отчасти показывает наркозависимость, так как обретя полную силу, одна из девушек напрочь лишается самоконтроля и становится безумной.

Образ ведьмы в фильмах ужасов
Рэйчел Тру (Рошель), Файруза Балк (Нэнси), Робин Танни (Сара) и Нив Кэмпбелл (Бонни) в фильме Эндрю Флеминга «Колдовство», 1996 год. Источник – kinopoisk.ru

Фильм Дарио Ардженто «Суспирия» (1977) до сих пор считается лучшей картиной о ведьмах. Мир колдовства и сверхъестественного в картине неразрывно связан с жестокими убийствами. Кому-то картина кажется экстравагантной и непонятной, но в ней довольно ярко представлен мир матриархата – жестокий и прекрасный одновременно.

Фильмы ужасов о ведьмах
Кадр из фильма Дарио Ардженто «Суспирия», 1977 год. Источник – kinopoisk.ru

Главная героиня фильма  «Ведьма» (2015) проходит через непринятие обществом своей инаковости. Томасин (Аня Тейлор-Джой) идёт против пуританских нравов XVII века и, подталкиваемая семьёй, считающей её источником зла, готовится стать титулованной ведьмой. Ведьмы здесь изображают матриархат, который наделяет девушку силой, помогающей ей отвергнуть навязанные ей роли.

Женские тропы в фильмах ужасов
Аня Тейлор-Джой в роли Томасин в фильме Роберта Эггерса «Ведьма», 2015 год. Источник – imdb.com

Женщина злодейка

Роль злодейки – ещё одно типичное амплуа женщины в фильмах ужасов. В таких фильмах, как «Кэрри» (1976) или «Мы» (2019) главные героини проходят длинный путь от слабой жертвы до монстра, которого следует бояться окружающим.

Исследователи кино считают фильм «Кэрри» первым хоррорм, где основная угроза таится внутри самой главной героини, а не появляется извне. В этой истории нет проклятых предметов, кровожадных существ или маньяков; есть только школьница Кэрри Уайт (Сисси Спэйсек), которая превращается в женщину во враждебном к ней мире.

Женщины монстры в кино
Сисси Спэйсек в роли Кэрри Уайт в фильме Брайана Де Пальмы «Кэрри», 1976 год. Источник – imdb.com

Считается, что фильмы ужасов часто связывают между собой половое созревание и жажду крови, поэтому Кэрри и прибегает к насилию после первой менструации, которая открывает начало к становлению её женственности.

В фильме «Мы» (2019) нам показывают женщину с трагическим прошлым, которая выстраивает свою жизнь на основе этого опыта. Главная героиня Аделаида Томас в детстве сталкивается с травматическим опытом, который делает её немой. Уже будучи взрослой, она сталкивается с новой угрозой – собственным двойником по имени Ред, которая вместе со своей семьёй проникает в дом Аделаиды, мучает её и её семью. Зрителям до самого конца не известно, за что Ред так ненавидит главную героиню, пока в конце не выясняется, что Ред и есть настоящая Аделаида. Причина её ярости в том, что у неё отняли детство и будущее, заставив жить в невыносимых условиях подземелья Связанных.

Типичные женские образы в кино
Лупита Нионго в роли Ред в фильме Джордана Пила «Мы», 2019 год. Источник – imdb.com

В отличие от образа «одержимой», женщина-монстр не имеет шанса на изменение и счастливое спасение – она либо побеждает, либо погибает.

Каких ещё ярких женских персонажей можно встретить в фильмах ужасов?

 Дженнифер Чек («Тело Дженнифер», 2009)

Лучшие женские образы в фильмах ужасов
Меган Фокс в роли Дженнифер Чек в фильме Карин Кусамы «Тело Дженнифер», 2009 год. Источник – imdb.com

Дженнифер Чек (Меган Фокс) из фильма «Тело Дженнифер» (2009) попала в этот список как героиня, представляющая собой разрушение стереотипа о «женщине-жертве», которая в конечном итоге становится злодейкой, охотящейся и убивающей мужчин. Превращение Дженнифер происходит после того, как несколько мужчин «приносят её в жертву» Сатане, но, так как она не была девственницей, то в итоге становится одержимой силами зла.

Дженнифер получает невероятную силу, которой в хоррорах обычно обладают мужчины-злодеи; кроме того, её жертвы – мужчины, что тоже нетипично для женских персонажей.

Грейс Ле Домас («Я иду искать», 2019)

Фильмы ужасов с сильными главными героинями
Самара Уивинг в роли Грейс Ле Домас в фильме Мэттью Беттинелли-Олпина «Я иду искать», 2019 год. Источник – kinopoisk.ru

Главную героиню фильма «Я иду искать» (2019) преследуют её новые родственники. Грейс (Самара Уивинг) собирается выйти замуж своего парня Дэниела Ле Домаса (Адам Броди), и для этого они приезжают в гости к его семье. Грейс сразу замечает, что семья её возлюбленного ведёт себя довольно странно, но предпочитает не обращать на это внимания. После свадьбы героиня попадает на, казалось бы, весёлый вечер семейных игр, где ей предлагают вытянуть карточку с названием игры, в которую все будут играть. В итоге выпадает игра «Прятки» – Грейс прячется, а семья Домас пытается её отыскать. История принимает неожиданный оборот, когда выясняется, что это не обычная игра, а главная цель её новоиспечённых родственников – найти Грейс и убить её до рассвета, чтобы не дать сбыться старому проклятию, довлеющему над ними.

В конечном итоге она остаётся единственной победительницей в этой игре. Можно сказать, что персонаж Саманты Уивинг является современным переосмыслением образа «последней девушки».

Энни Уилкс («Мизери», 1990)

Фильмы ужасов где женщина злодей
Кэти Бейтс в роли Энни Уилкс в фильме Роба Райнера «Мизери», 1990 год. Источник – imdb.com

Благодаря творческому союзу Стивена Кинга, Роба Райнера и Кэти Бейтс мир увидел одну из самых страшных кинозлодеек всех времён. Писатель Пол Шелдон (Джеймс Каан) стремится изменить стилистику своих романов и убивает главную героиню своих книг Мизери Честейн. По пути из Колорадо в Лос-Анджелес он попадает в автомобильную аварию и получает серьёзные травмы, но его спасает «главная поклонница». Энни заботится о нём и обещает отвезти его в больницу, как только закончится метель. В качестве балагодарности Пол даёт почитать девушке черновик своего нового романа. После прочтения Энни приходит в ярость, а Пол понимает, что оказался в заложниках у женщины, которая скорее всего уже когда-то убивала. Она заставляет писателя сжечь черновик и переписать роман по её вкусу, и Шелдону ничего не остаётся, кроме как подчиниться. При этом он пытается спланировать свой побег.

Стоит отметить, что Кэти Бейтс в 1991 году была удостоена премии «Оскар» за роль ужасающей Энни Уилкс.

Миссис Вурхиз («Пятница 13-е», 1980)

Самые пугающие женские персонажи фильмов ужасов
Бетси Палмер в роли Миссис Вурхиз в фильме Шона Каннингема «Пятница 13-е», 1980 год. Источник – imdb.com

Миссис Вурхиз – одна из самых известных матерей серийных убийц всех времен и главный антагонист «Пятницы 13-е». Если Джейсон Вурхиз в своей хоккейной маске вызывает у людей чёткие ассоциации с хоррор-франшизой, то его мать заслуживает не меньшего признания. Она по праву является одной из самых пугающих женщин-злодеек слэшеров ХХ века, прибегающей к немалой изобретательности в способах убийства своих жертв.

Сидни Прескотт («Крик», 1996)

Вариации образов последней девушки
Нив Кэмпбелл в роли Сидни Прескотт в фильме Уэса Крэйвена «Крик», 1996 год. Источник – kinopoisk.ru

Сидни Прескотт в исполнении Нив Кэмпбелл является более современной интерпретацией «последней девушки» в хоррор-франшизе «Крик». И если в самом первом фильме её героиня являлась скорее «королевой крика», то с каждым новым фильмом персонаж Кэмпбелл становился всё сильнее в схватках с убийцами, жаждущими её крови.

Аза Вайда («Маска Сатаны» / «Чёрное воскресенье», 1960)

Лучшие королевы крика всех времен
Барбара Стил в роли Кати Вайды / княжны Азы Вайды в фильме Марио Бавы «Маска Сатаны», 1960 год. Источник – movieweb.com

В культовом фильме Марио Бавы «Маска Смерти» (1960) «королева всех королев крика» Барбара Стил исполнила сразу две роли – Азы и Кати Вайды. Аза – эталонная  представительница образа ведьмы в ужастиках. По сюжету, в 1630 году Аза и её возлюбленный были жестоко казнены за колдовство, а обвинил их в этом родной брат Азы. Перед смертью она проклинает брата и весь его род, и проклятие начинает исполняться через несколько поколений, когда её могила оказывается потревоженной и Аза возвращается к жизни и хочет завладеть телом Кати, потомка своего брата.

Нэнси Томпсон («Кошмар на улице Вязов», 1984)

Женские образы в кино
Хезер Лэнгенкэмп (Нэнси Томпсон) и Роберт Инглунд (Фредди Крюгер) в фильме Уэса Крэйвена «Кошмар на улице Вязов», 1984 год. Источник – ranker.com

Когда речь заходит о франшизе «Кошмар на улице Вязов», то, как правило, речь идёт о Фредди Крюгере (Роберт Инглунд) – обожжённом монстре в полосатом свитере и перчатке с лезвиями, который во снах преследует и убивает подростков. Однако Нэнси Томпсон (Хезер Лэнгенкэмп) играет в этой истории ничуть не меньшую роль. Она – типичная преставительница тропа «последней девушки»: умная, невинная и смелая. На протяжении всего фильма она всячески пытается перехитрить Фредди и спасти своих друзей.

Нэнси Даунс («Колдовство», 1996)

образы женщин в фильмах ужасов
Файруза Балк в роли Файруза Балк в фильме Эндрю Флеминга «Колдовство», 1996 год. Источник – imdb.com

Нэнси Даунс в исполнении Файрузы Балк из фильма «Колдовство» (1996) является отличным примером женщины-злойдеки. Нэнси – проблемная девушка-изгой из маргинальной среды, которая получив магическую силу превращается в мегаломаниакальную злодейку. Этот образ отлично иллюстрирует развращающую природу власти, а благодаря непревзойдённой актёрской игре Файрузы Балк, падение Нэнси выглядит поистине леденящим душу.

Пэрл («Пэрл», 2022)

Лучшие женщины-злодейки в ужастиках
Миа Гот в роли Пэрл в фильме Тайа Уэста «Пэрл», 2022 год. Источник – imdb.com

В фильме «Пэрл» (2022) главная героиня показывает нам, как затаившаяся обида за растраченную молодость и красоту может перерасти в жестокость и насилие. В фильме «Х» (2022) нам показывают старую фермершу, разгневанную тем, что она упустила свой шанс стать знаменитой. Ностальгия Пэрл по утраченной славе подпитывает её жестокость по отношению к молодым и более талантливым девушкам, особенно к юной Максин (её роль в картине «Х» тоже исполнила Мия Гот). Используя свою наивность и мнимую уязвимость, она с лёгкостью заманивает потенциальных жертв на свою ферму, где жестоко расправляется с ними, выпуская весь свой гнев наружу. Это и делает Пэрл эталонной злодейкой современного хоррора.

Риган Макнил («Изгоняющий дьявола», 1973)

Фильмы ужасов про одержимость
Линда Блэр в роли Риган Макнил в фильме Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола», 1973 год. Источник – film.ru

Риган Макнил является одной из самых ярких представительниц образа одержимой в хоррорах. Линда Блэр отлично показывает на экране пугающее превращение невинной девочки в осквернённый сосуд для демона Пазузу и вызывает нешуточное напряжение у зрителя. Иногда сквозь непроницаемый фасад одержимости наблюдаются проблески её истинного «я», что делает Риган эмоционально сложным персонажем и вызывает у зрителей сочувствие к ней.

Несмотря на то, что в истории жанра «хоррор» женщинам чаще отводились роли «услады для глаз» или стереотипной «королевы крика», в последние десятилетия их роли начали меняться. Сейчас в кино женщинам предоставляется больше ролей, позволяющих по-настоящему раскрыть свои таланты на экране. Внимательно рассмотрев ключевые женские роли в кино, можно увидеть глубинные метафорические смыслы и отсылки, которые авторы прячут за маской лёгкости и сексапильности героинь на экране.

А есть ли у Вас любимая героиня фильма ужасов? Делитесь в комментариях.

Поделиться с друзьями
Екатерина Пичугина
Оцените автора
ХодорХодор.ру
Добавить комментарий