«Настолько плохо, что даже хорошо» – именно так можно охарактеризовать фильмы категории Б. Наверняка многие из вас хотя бы раз в жизни видели подобные киноленты и задавались вопросом: «Кто и зачем снимает подобное кино?». Так или иначе, в мировой поп-культуре можно встретить множество отсылок к малобюджетному, и, как многие ошибочно думают, второсортному кино.
Попробуем разобраться, что же такое Б-фильмы и какое место они занимают в мировом кинематографе?
- Так что же такое фильмы категории Б?
- 1930-1950 годы
- 1950-1990 годы
- 2000 годы — наши дни
- Популярные жанры фильмов категории Б
- Вестерны
- Нуары
- Ужасы и фантастика
- Фильмы о восточных единоборствах и боевики
- 10 лучших режиссёров фильмов категории Б
- Роджер Корман
- Эд Вуд
- Уильям Касл
- Джим Уайнорски
- Чжан Чэ
- Энди Сидарис
- Дэвид ДеКото
- Альберт Пьюн
- Дональд Дж. Джексон
- Годфри Хо
Так что же такое фильмы категории Б?
Привычная современному зрителю система «один киносеанс – один фильм» существовала не всегда. На заре кинематографа начало кинопоказа обычно сопровождалось живыми выступлениями артистов, мультфильмами, историческими хрониками и даже новостными сводками.
1930-1950 годы
С приходом эры звукового кино, совпавшего с Великой депрессией, охватившей Соединённые Штаты, многие кинотеатры были вынуждены закрыться. Те, кому удавалось держаться на плаву, начали экспериментировать с различными способами привлечения зрителей на сеансы: начиная от розыгрыша различных призов (от блюд из ветчины до автомобилей) и заканчивая различными шоу и водевилями, которые стали частью вечернего развлечения. Из всех ухищрений прокатчиков наибольший успех возымела практика двойных киносеансов («double feature»), когда перед показом главного фильма вечера зрителям демонстрировалась более дешёвая картина. Так как зрители покупали просмотр сразу двух фильмов по цене одного, то такая «выгода» стимулировала их смотреть эти сделанные на коленке ленты.
Эти фильмы не имели никакой дополнительной рекламы, афиш и были обязательным условием для приобретения более дорогой картины прокатчиками. В отличие от фильмов категории А, Б-фильмы продавались кинотеатрам по фиксированной цене и не требовали дополнительных процентов от кассовых сборов, что было выгодно для самих кинотеатров, ведь некоторые побочные фильмы оказывались в прокате намного успешнее, чем их более дорогие аналоги.
Помимо очевидной финансовой выгоды для киностудий, такие фильмы закрепляли популярность новых жанров кино – хорроров, вестернов, нуаров и научной фантастики. Эти картины быстро смогли обзавестись целой армией поклонников, а некоторые актёры стали очень популярны и востребованы благодаря съёмкам в подобных картинах.
Очень часто фильмы категории Б являлись слегка видоизменёнными копиями нашумевших кинолент. Режиссёры намеренно старались делать их похожими на своих более успешных предшественников.
Б-фильмы давали своим создателям большую свободу действий, ведь, в отличие от А-фильмов, они не были подвластны кодексу Хейса, а значит помимо экспериментов со спецэффектами и монтажом, можно было позволить себе демонстрацию эротических сцен и других попирательств этических норм того времени.
В 1948 году разразилось судебное дело «США против Paramount Pictures», навсегда изменившее киноиндустрию и обозначившее закат Золотого века Голливуда. Теперь кинотеатры сами могли выбирать картины, которые хотели показывать и отказывались закупать у крупных студий низкопробные фильмы в обязательном порядке. После этого производство Б-фильмов отошло независимым киностудиям, а практика двойных киносеансов сошла на нет, частично сохраняясь только в автокинотеатрах, а позже перешла на видеокассеты и диски.
1950-1990 годы
Несмотря на отказ кинотеатров от политики двойных киносеансов, фильмы категории Б не только не перестали производить, но им ещё и удалось заполучить статус культовых картин, в том числе благодаря появлению телевидения. Часть киностудий стала снимать, так называемые, мокбастеры – малобюджетные фильмы, которые снимаются на те же темы, что и популярные блокбастеры; более того, они имеют схожее название с оригиналом, что позволяет киноделам существенно экономить на рекламе своих шедевров.
Другие киностудии, cнимавшие Б-фильмы, начали производство эксплуатационного кино. В погоне за денежным успехом эти картины в своих сюжетах обыгрывают спорные темы или пикантные сюжеты. Среди таких картин можно выделить следующие поджанры: sexploitation (эксплуатация табуированных сексуальных тем), blaxploitation (этническое кино, ставшее ответной реакцией на расширение прав чернокожих граждан), nazploitation (фильмы, где нацисты изображаются извращенцами или инопланетянами), splatter films (подвид ужастиков, где очень красочно и реалистично демонстрируется насилие и увечья), nunsploitation (сюжеты этих фильмов описывают «тайную жизнь» женских монастырей) и т.д.
Для демонстрации таких фильмов даже существовали специализированные кинотеатры – грайндхаусы. Совместная работа Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус» (2007) наглядно демонстрирует принцип работы этих кинотеатров. Она состоит из двух полнометражных фильмов «Планета страха» и «Доказательство смерти», а в перерыве между ними показываются трейлеры несуществующих фильмов – именно в таком формате показывались фильмы в грайндхаусах 50-70-х годов.
В 1960-е годы помимо Б-фильмов добавились категории «С» и «Z». С-фильмы (буква С явлсяется производным от «cabel» – кабель) – это низкобюджетные картины, предназначенные для показа на кабельном телевидении и их качество ещё ниже, чем у фильмов категории Б.
Z-фильмы отличаются ещё более низкими стандартами съёмки и смысловой нагрузки на сюжет. Главным производителем такого кино стал режиссёр Эд Вуд. Его единственная окупившаяся в прокате картина «План 9 из открытого космоса» (1959) соответствует всем критериям низкопробного кино: странные диалоги, бессвязный сюжет, ужасающая актёрская игра и дешёвые спецэффекты.
60-е годы стали для кинематографа временем борьбы с кодексом Хейса, который многие режиссёры начинали считать устаревающим. Первым, кто вероломно нарушил все правила этого кодекса, стал Альфред Хичкок, снявший в 1960 году культовый слэшер «Психо». Картина, нарушавшая все стандарты производства фильмов категории А, собрала в прокате 50 миллионов долларов и послужила толчком к началу эры эксплуатационного кино. Сам же Хичкок никогда не относил свои фильмы к категории Б.
В 1973 году Джордж Лукас при финансовой поддержке Фрэнсиса Форда Копполы снимает фильм категории Б «Американские граффити». Несмотря на то, что многие прокатчики не возлагали особых надежд на успех ленты, в прокате она собрала 115 миллионов долларов и имела оглушительный успех у зрителей. Именно Лукас начал продвижение эксплуатационного кино в индустрию фильмов категории А.
В 70-е крупные киностудии стали снимать фильмы «низкого жанра», но с бюджетами А-фильмов. Эта формула успеха подарила миру такие культовые картины как «Челюсти» (1975), «Звездные войны» (1977 году), «Индиана Джонс» (1984), «Терминатор» (1984), и др.
В 80-90-е годы малобюджетное кино переживает кризис. Подавляющее большинство Б-фильмов того времени представляют собой дешёвые аналоги успешных блокбастеров и боевиков. Выдающихся фильмов в эти годы было немного, но о них точно стоит упомянуть.
Один из них – «Зловещие мертвецы» (1981) режиссёра Сэма Рейми. Картина подверглась серьёзной критике со стороны религиозных организаций и даже была запрещена к прокату в некоторых странах, либо подверглась серьёзному цензурированию (для проката картины в Германии из хронометража было вырезано 17 минут фильма) из-за обилия сцен насилия и жестокости на экране. Тем не менее, это не помешало фильму обзавестись двумя продолжениями, а главному герою Эшу Уильямсу (Брюс Кэмпбелл) стать персонажем множества комиксов и видеоигр.
Далее стоит отметить культовый фильм ужасов «Кошмар на улице Вязов» (1984) Уэса Крэйвена. В те времена хорроры относились к фильмам категории Б. Благодаря кассовому успеху картины кинокомпания New Line Cinema смогла уйти от производства малобюджетного кино к созданию проектов с более высокими бюджетами.
И ещё один фильм, который стоит упомянуть – «Инопланетное рагу» (1987), первый полнометражный фильм режиссёра Питера Джексона. Картина снималась в течение нескольких лет на студенческую стипендию. Бюджет ленты составил 26 тысяч долларов, а ключевые роли в ней исполнил сам режиссёр и его друзья. Тем не менее, фильм демонстрировался на Каннском кинофестивале и был высоко оценён критиками.
В 90-е годы категория Б всё чаще становится пристанищем для начинающих режиссёров. Несмотря на малые бюджеты, неизвестных актёров и артхаусный сюжет, эти картины отличались интеллектуальностью, так как авторы, оттачивая своё мастерство, экспериментировали не только с визуальной частью своих фильмов, но и со смыслами.
Фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» (1994) находится на стыке независимого кино, арт-хауса и фильмов категории Б. Являясь большим поклонником жанра эксплуатационного кино, Тарантино в своих фильмах регулярно использует множественные отсылки на низкобюджетные фильмы разных времён.
Ещё один культовый малобюджетный проект – «Клерки» (1994) режиссёра Кевина Смита. Бюджет фильма составил меньше 30 тысяч долларов. Он демонстрировался на Каннском кинофестивале и фестивале Сандэнс, где завоевал первое место. Картина не просто получила несколько продолжений, а запустила целую киновселенную View Askewniverse.
2000 годы — наши дни
Нулевые подарили поклонникам малобюджетных картин «худший фильм всех времён» режиссёра Томми Вайсо «Комната» (2003). Предельно серьёзная и невероятно нелепая драма оставила неизгладимый след в сердцах ценителей фильмов категории «трэш».
В это время культовые низкобюджетные картины производятся уже не в США, а в Европе и Азии. К ним, конечно же, можно и нужно отнести боди-хоррор «Человеческая многоножка» (2009) нидерландского режиссёра Тома Сикса. Картина получила спорные отзывы от критиков, но смогла завоевать несколько наград на различных кинофестивалях.
Ещё одна знаковая картина тех лет – «Королевская битва» (2000) режиссёра Киндзи Фукасаку, созданная по одноимённому роману японского писателя Косюна Таками. Квентин Тарантино поместил эту ленту на первое место в своём рейтинге «лучших фильмов с 1992 года», а в его в фильме «Убить Билла» (2003) можно найти различные отсылки к ней.
В наше время крупные киностудии понемногу возвращаются к производству недорогих картин, снимая либо простенькие комедии, либо сиквелы к собственным проектам, которые по уровню и качеству производства не дотягивают до своих предшественников.
Многие именитые режиссёры и актёры в наши дни всё чаще предпочитают работать над независмым и малобюджетным кино. Чего только стоит трагикомедия «Человек-швейцарский нож» (2016), в которой Дэниэл Рэдклифф исполнил роль испускающего газы трупа.
Независимые и молодые режиссёры всё чаще выпускают свои работы на Netflix и большинство из них получают положительные отзывы от зрителей. Среди подобных лент стоит отметить военную драму «Безродные звери» (2015), вестерн-альманах братьев Коэн «Баллада Бастера Скраггса» (2018) и неонуар «Полярный» (2019) с Мадсом Миккельсеном в главной роли.
Популярные жанры фильмов категории Б
Моду на различные жанры кино во все времена задавали крупные кинокомпании, но маленьким студиям удавалось быстрее чувствовать, какие фильмы действительно окажутся востребованы у зрителя.
Вестерны
В 30-е годы XX века большой популярностью пользовались вестерны. Их производство составляло треть от объёма всех кинолент, которые производились тогда в Голливуде. И хотя уже в 60-е этот жанр переживал кризис, в связи с отсутствием у киноделов новых сюжетов и идей, ему удавалось оставаться на пике популярности вплоть до 70-х годов. Тогда на помощь прокатчикам пришли киноленты из Италии, которая штамповала второсортные вестерны пачками. Многие исследователи связывают это с тем, что на старте Италия задала для самой себя слишком высокую планку, выпустив великую «Долларовую трилогию» с Клинтом Иствудом: «За пригоршню долларов» (1964), «На несколько долларов больше» (1965) и «Хороший, плохой, злой» (1966). Успех этих кинолент впоследствии не смог повторить никто, включая самого режиссёра Серджио Леоне.
Даже самые посредственные фильмы этого жанра оставили огромный след в истории кино. Если убрать всю космическую тематику из «Звёздных войн», то мы получим сюжет классического вестерна, а тот же персонаж Хана Соло – классический ковбой с дикого Запада. Ещё один пример – фильм «Джанго Освобождённый» (2012) Квентина Тарантино, являющийся оммажем на спагетти-вестерны – в частности, на киноленту «Джанго» (1966) режиссёра Серджио Корбуччи.
Нуары
В конце 40-х – начале 50-х на смену вестернам приходит нуар. Мрачные картины с гнетущей и циничной атмосферой неимоверно точно передавали общественные настроения периода Второй мировой войны и первых лет Холодной войны. В таком кино обязательно присутствовала роковая женщина, которая всячески пыталась соблазнить главного героя и все действия на экране обязательно сопровождались дождём и туманом. Неотъемлемые атрибуты этих фильмов – шляпы, плащи и браунинг, из которого роковая дива обязательно будет пытаться застрелить главного героя.
Многие нуарные фильмы снимались в качестве дополнительного материала к высокобюджетным лентам, но именно они впоследствии стали считаться достоянием Золотого века Голливуда. Так, фильм режиссёра Энтони Манна «Отчаянный» (1947), относящийся к поджанру «пара в бегах», имел высокие оценки критиков и даже был лидером проката в первые недели после выхода на экран.
Ещё одна интересная работа в этом жанре – «Попутчик» (1953) Айды Лупино. Этот фильм считается одной из лучших её работ и несмотря на то, что многие считают сюжет фильма простым и предсказуемым, актёрская игра и натурные съёмки смогли заслужить высокую оценку критиков. Сценаристом ленты выступил Дэниел Мэйнуоринг, но из-за прокоммунистических взглядов он не был упомянут в титрах.
Ужасы и фантастика
Период популярности нуара продлился относительно недолго и уже в 50-е и 60-е главными звёздами большого экрана становятся фильмы ужасов и научная фантастика. Именно в этот период времени творил свои лучшие провальные работы «худший режиссёр всех времён» Эд Вуд. Его самые яркие работы «Невеста монстра» (1955) и «План 9 из открытого космоса» (1959).
Фильмы о восточных единоборствах и боевики
Фильмы о кунг-фу стали популярны в 70-е годы благодаря участию в них Брюса Ли. Они соединяли в себе элементы фильмов blaxploitation и философию восточных единоборств. Знаковые картины этого жанра: «Повелитель летающей гильотины» (1976), «Чёрный самурай» (1976) и «Боевой маг» (1977).
Особое место среди слешеров и кунг-фу фильмов тех лет занимает антиутопический боевик Джорджа Миллера «Безумный Макс» (1979), главную роль в котором исполнил Мэл Гибсон. Бюджет фильма составил всего 350 тысяч долларов, поэтому на роль бандитов были приглашены местные байкеры, а одна из разнесённых всмятку машин принадлежала самому Миллеру.
10 лучших режиссёров фильмов категории Б
Би-муви делают людей счастливыми, дают им дополнительные поводы для радости и совершенно не важно, что это за повод – получение искреннего удовольствия от сюжета картины или насмехательство над её очевидными недостатками. Режиссёры этой категории фильмов являются настоящей элитой, поэтому стоит уделить им отдельное внимание.
Роджер Корман
Роджер Корман по праву считается королём фильмов категории Б. В своих картинах он часто использовал гротескные и низкокачественные трюки и спецэффекты, однако это не мешало им иметь большой коммерческий успех и даже некую художественную ценность. Сам Корман предпочитал, чтобы его называли «королём эксплуатационного кино».
Его продюсерская компания New World Pictures подарила миру множество шедевров. Картина «Битва за пределами звёзд» (1980) была создана под влиянием успеха «Звездных войн» (1977) Джорджа Лукаса, а фильм «Галактика ужаса» (1981) – это «Чужой» (1979) Ридли Скотта, но с обилием сцен сексуального насилия и жестокости.
Помимо его огромного вклада в кинематограф, стоит отметить актёров и режиссёров, которым Корман давал их первые шансы в карьере. Список выпускников «Киношколы Кормана» – это список будущих лауреатов премии «Оскар» и влиятельных имён в индустрии кино: Джек Николсон, Мартин Скорсезе, Питер Богданович, Джеймс Кэмерон, Фрэнсис Форд Коппола, Джо Данте, Джонатан Демме, Рон Ховард и многие другие.
Эд Вуд
Ещё один известный режиссёр американских Б-фильмов – Эд Вуд. Он прославился тем, что снимал одни из самых уродливых и нелепых фильмов в истории кино. Фильм «План 9 из открытого космоса», являющийся классикой научной фантастики и хоррора, вышел в прокат в 1959 году, но критики его проигнорировали. Однако в 1978 году про картину неожиданно вспомнили и признали её «худшим фильмов всех времён», но, несмотря на это, она стала невероятно популярна у зрителей. Сюжет фильма поистине забавен и безумен одновременно – сборная солянка из зомби, вампиров и НЛО. Это один из самых странных объектов в истории кино, который обязательно нужно увидеть хотя бы раз в жизни.
Съёмочный процесс картин режиссёра был не менее эпическим, чем сами его работы. Он обожал снимать по 20-30 сцен в день одним дублем. А главная особенность его фильмов – невероятная дешевизна. По одной из версий, в целях экономии бюджета для фильма «Невеста монстра» (1955) он украл резиновый макет осьминога у компании Republic Pictures, но не прихватил с собой мотор, который приводил чудовище в движение, поэтому во время съёмок Бела Лугоши притворялся, что его душит осьминог.
Эд Вуд оставил неизгладимый след в истории кино, поэтому в 1992 году Рудольф Грей написал о нём книгу «Кошмар экстаза», которая легла в основу фильма Тима Бёртона «Эд Вуд» (1994) с Джонни Деппом в главной роли.
Уильям Касл
Уильям Касл имел репутацию человека, быстро снимающего качественные и недорогие картины категории Б. Его главной страстью были фильмы ужасов, для рекламной компании которых он прибегал к различным трюкам, предполагавшим участие в них самих зрителей. Так на некоторых сеансах фильма «Призрак дома на холме» (1963) во время демонстрации самых напряжённых сцен над зрителями парили пластиковые муляжи скелетов. А во время показа киноленты «Тинглер» (1959) некоторых зрителей бил небольшой разряд тока. Фильм неожиданно останавливали и голос Винсента Прайса сообщал, что опасное существо из фильма проникло в кинозал, и просил людей, ощутивших его присутствие, кричать что есть силы.
Джим Уайнорски
Уайнорски начал свою карьеру со съёмок классических ужастиков категории Б, самый известный из которых – «Роботы-убийцы» (1986). Затем он пробовал себя в производстве семейных фильмов, таких как «Манчи» (1992) и боевиков, среди которых стоит отметить «Тротиловую школу» (1996) с Кори Хеймом в главной роли.
Будучи знатоком эксплуатационного кино, со временем он перешёл к съёмкам ужастиков с элементами эротики. Самым лучшим и дешёвым спецэффектом для фильмов сам режиссёр считал женскую грудь.
Чжан Чэ
Несмотря на огромную популярность в 60-80-е годы фильмов о боевых искусствах, этот жанр никогда не мог похвастаться большим числом знаменитых режиссёров. Ярким исключением из правил стал Чжан Чэ – один из самых продуктивных создателей фильмов о кунг-фу. Его картина «Однорукий меченосец» (1967) заложила основы всего жанра фильмов о боевых единоборствах.
Позже Чэ снял бесчисленное множество кинолент о Шаолине, а в конце 70-х выпустил ещё две знаковые картины – «Храбрый лучник» (1977) и «Пятеро ядовитых» (1978).
Энди Сидарис
Энди Сидарис – режиссёр, который всегда точно знал, какое кино он хочет снимать и удавалось ему это с невероятным успехом. Бывший семикратный обладатель премии «Эмми» за продюсирование спортивных программ, в конце своей карьеры решил заняться производством художественных фильмов.
Он снял серию эпических боевиков с бывшими моделями «Playboy Playmates» и «Penthouse Pets», получивших название «Bullets, Bombs and Babes». Практически в каждом его фильме красавицы-секретные агенты сражаются с контрабандистами или гангстерами в тропиках – услада для глаз, одним словом. Самым примечательным фильмом этой серии является «Заваруха на Гавайях» (1987), сюжет которого вертится вокруг змеи-убийцы, заражённой токсинами от крыс, больных раком. А странные экшн-сцены, корявые диалоги и не вполне вменяемая актёрская игра добавляют этой картине ещё больше шарма и очарования.
Дэвид ДеКото
Дэвид ДеКото – режиссёр, который снимает невероятно ужасные фильмы. Он работал киномехаником в театре, а позже стал ассистентом режиссёра Роджера Кормана. Его режиссёрская карьера началась с классических фильмов ужасов – «Крипозоиды» (1987) и «Студентки в кегельбане беса» (1988).
Свою лучшую работу в жанре «плохого кино» он выпустил в 2013 году – ею стал малобюджетный семейный фильм «Говорящий кот!?!». Роль кота исполнил Эрик Робертс. Фильм был снят всего за три дня, а диалоги Робертса были записаны за 15 минут во время телефонного разговора.
Альберт Пьюн
Альберт Пьюн начал свою карьеру в качестве помощника режиссёра Акиры Куросавы. Большинство снятых им фильмов – причудливый микс из научной фантастики и боевых искусств. Его первая лента «Меч и Колдун» (1982), бюджет которой составил всего 100 тысяч долларов, оказалась очень успешна в прокате и заработала в США 36 миллионов долларов. Так же он снял неудачную экранизацию «Капитана Америки» в 1990 году, в котором главную роль исполнил Мэтт Сэлинджер – сын писателя-затворника Дж.Д. Сэлинджера.
Ещё одна его известная работа – «Киборг» (1989) с Жан-Клодом Ван Даммом в главной роли. Но самым примечательным его фильмом является «Кукольный человек» (1991) – невероятно уморительный научно-фантастический боевик об инопланетном полицейском, вооружённом самым мощным пистолетом во Вселенной. Но вот незадача – приземлившись на Землю, он обнаруживает, что его рост составляет всего 13 дюймов (33,02 см).
Дональд Дж. Джексон
Дональд Дж. Джексон, пожалуй, самый удивительный из всех режиссёров этого списка. Он долго мечтал стать кинорежиссёром, работая при этом на автопроизводстве. В начале своей карьеры он снимал довольно обычные фильмы вроде «Ада в Лягушачьем городе» (1988).
Вместе с режиссёром Скоттом Шоу он создаёт особую философию кинопроизводства – «zen filmmaking», когда при создании фильма не используется сценарий. Глубоко погрузившись в неё, он создаёт такие шедевры, как «Семеро на дороге для роликов» (1991) и «Guns of El Chupacabra» (1997).
Если вы стремитесь узнать, что же такое дзен-кинематограф, то обязательно посмотрите фильм «Семеро на дороге для роликов» (1991) – он лучше всего передаёт эстетику подобного кино. Это не поддающийся описанию хаос постапокалиптических лихорадочных снов со Скоттом Шоу, рубящим всё катаной. А ещё там есть Фрэнк Сталлоне.
Годфри Хо
По мнению многих исследователей, в пантеоне халтурного кино Годри Хо должен восседать на особом троне из фольги, компоста и мусора, который вымыло на морское побережье его родного Гонконга. Никто и никогда в своей карьере не создавал столько фильмов категории Z в неприлично короткие сроки. В 80-е Хо выпустил сотни кинолент (никто точно не знает сколько) под разными псевдонимами. Около 90% всех этих картин было о ниндзя, причём в подавляющем большинстве случаев слово «ниндзя» присутствовало в названии. Особым талантом режиссёра было собирать вместе кадры из нескольких никак не связанных между собой фильмов, в результате чего на свет рождались одни из самых сюрреалистичных картин, которые вы только можете себе вообразить.
Его кинолента «Робо-вампир» (1988) – это невероятная смесь из вопиющего копирования «Робокопа» (1987) Пола Верховена в сочетании с китайскими скачущими вампирами, огромными гориллами и худшими каскадёрскими дублями в истории кино. Можно бесконечно пересматривать сцену, в которой светловолосая каскадёрша выпрыгивает из окна и в следующую секунду превращается в азиата в коротком седом парике. Фантастика!
Влияние Б-фильмов на индустрию кино неоценимо. Это не просто дешёвые фильмы, затрагивающие популярные общественные, да и не только, темы. Если бы не было этого кино, то мир бы не получил такие культовые картины как «Чужой» (1979) Ридли Скотта, «Матрицу» (1999) тогда ещё братьев Вачовски или «Мачете» (2010) Роберта Родригеса. Большинство именитых режиссёров и актёров начинали свою карьеру с небольших малобюджетных проектов, которые являли собой «глоток свежего воздуха» в мире «большого» Голливуда, так как не были ограничены жёсткими рамками фильмов категории А. Кроме того, в наши дни грань между дешёвым и дорогим кино истончается всё больше и молодые режиссёры, с их авторским подходом к съёмкам, всё чаще завоёвывают престижные кинонаграды.
Фильмы категории Б можно любить или ненавидеть, но они совершенно точно никого не оставят равнодушными.