Почему старые фильмы лучше новых?

Кино

Если вы по-настоящему любите кинематограф, то наверняка не раз задавались вопросом, почему старые фильмы хочется пересматривать снова и снова? Неужели в современном мире разучились снимать глубокие картины или дело исключительно в ностальгии?

Мы попытались тщательно разобраться в вопросе и выделить основные причины, почему так происходит. Сразу стоит отметить, что голливудское и отечественное кино мы будем рассматривать отдельно друг от друга, потому что причины, по которым старые фильмы разных стран не теряют своей актуальности в современном мире, могут быть совершенно разными и даже противоречивыми.

Почему старые голливудские фильмы лучше современных?

Актёрская игра

Согласно последним исследованиям, предполагается, что современные фильмы могут проигрывать старым по той простой причине, что в старых фильмах актёры чаще прибегают к использованию системы Станиславского. Эта техника предполагает, что актёр должен в действительности переживать весь спектр эмоций, которые испытывает его персонаж.

Фильм "Все о Еве"
Бетт Дэйвис и Гэри Меррилл в фильме Джозефа Лео Манкевича «Всё о Еве». Источник – kinopoisk.ru

Актёры чаще прибегали к технике глубокого погружения в роль, так как их игра в старых фильмах должна была быть «более естественной», поскольку режиссёры в те времена меньше полагались на спецэффекты.

Скорость повествования

Наверняка кто-то из вас сталкивался с тем, что во время просмотра старых фильмов начинаешь «клевать носом» из-за того, что повествование кажется медленным. Это связано с тем, что в старых фильмах, как правило, сюжет развивается плавно и больше раскрывает всех действующих героев, что способствует более глубокому погружению в картину. А ещё с тем, что в таком кино много длинных диалогов между персонажами, что может наскучить современному зрителю.

Кадры из фильма Челюсти
Кадры со съёмок фильма Стивена Спилберга «Челюсти». Источник – kinopoisk.ru

Более «молодое» кино не отличается долгими диалогами и изобилует динамичными сценами, спецэффектами и компьютерной графикой, что привлекает к просмотру большее количество аудитории, но не способствует глубокому погружению в сюжет.

Многие любители кино приписывают ответственность за гибель старого Голливуда Стивену Спилбергу, заложившему основы жанра «блокбастер».

Оригинальность сюжетов

Главное отличие старого и современного кино – основные сюжеты, которые они освещают. Современная аудитория обладает так называемым «клиповым мышлением», то есть не способна на долгую концентрацию внимания, поэтому им требуются более динамичные картины, вызывающие сильные эмоции.

Найти старые фильмы с аналогичными сюжетами довольно сложно. Как правило, сильные картины прошлого рассказывают нам истории о любви или войне. Они долго раскрывают нам предысторию главных героев, объясняя по ходу дела, как они в итоге оказались в той или иной ситуации, которая и легла в основу сюжета картины.

Оригинальность сюжетов старого кино
Хамфри Богарт и Ингрид Бергман в фильме Майкла Кёртиса «Касабланка». Источник – kino-teatr.ru

Так же есть исследования, которые утверждают, что старое кино знакомит зрителя с «идеальным» миром. После просмотра старых фильмов зритель легко мог уловить мораль, заложенную в него, и адаптировать её к реальной жизни. Сегодняшние картины с глубоким смыслом зачастую являются ремейками старой классики или пытаются её переосмыслить. К сожалению, в современном мире остаётся всё меньше оригинальных сюжетов и неисследованных проблематик, поэтому новые картины вынуждены воссоздавать то, что уже было кем-то снято в прошлом.

Отсутствие свободы

Кинематограф – это какое же искусство, как театр, литература или живопись. И всем прекрасно известно, что если загнать художника в узкие рамки, то он перестанет создавать шедевры. Поэтому режиссёрам так важно иметь творческую свободу при создании своих картин.

Но современным режиссёрам приходится довольно непросто, ведь в современных условиях от них требуется не только создать интересную картину для зрителя, но и учитывать при этом расовые проблемы общества, гендерное неравенство и т.п. Такое давление со стороны борцов за равенство не способствует созданию глубоких картин, иначе оно может оскорбить ту или иную малочисленную группу людей.

Так что, в какой-то степени, можно назвать удачей тот факт, что фильм «Унесённые ветром» был снят в 1939 году. В рамках современной повестки картина, рассказывающая о южанах-рабовладельцах, и вовсе не увидела бы свет, потому что с огромной вероятностью за неё пришлось бы извиняться.

Кадры из фильма "Унесенные ветром"
Вивьен Ли и Кларк Гейбл в фильме Виктора Флеминга «Унесённые ветром». Источник – kinopoisk.ru

Именно поэтому кино XX века до сих пор считается сильнее и глубже современного. Сценаристы и режиссёры того времени творили без ограничений, создавая интересные сюжеты по велению сердца, без оглядки на спорные темы, которые могут кого-нибудь оскорбить. Эти картины до сих пор смотрятся выигрышно, потому что выглядят максимально реалистично и жизненно.

Почему советское кино лучше современного?

Кино про людей и для людей

Как правило, герои советского кино это простые работяги, учителя или врачи, а сюжеты картин связаны с разрешением обычных и понятных простому зрителю ситуаций. Эти фильмы показывают реальную жизнь с её реальными проблемами, именно поэтому они и не теряют актуальности даже в наши дни.

Кадр их к/ф Операция Ы и другие приключения Шурика
Александр Демьяненко и Наталья Селезнёва в фильме Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Источник – kino-teatr.ru

Талантливая игра советских актёров

В современном кинематографе режиссёры не всегда выбирают на роли в своих фильмах подходящих актёров. Часто они привлекают для съёмок известных певцов, блогеров или популярных, но недостаточно талантливых актёров, чтобы привлечь к своей картине больше внимания. К сожалению, часто это выходит боком, потому что, не имея актёрского таланта, звёздам бывает тяжело вжиться в роль, что негативным образом сказывается на конечном результате.

Врача врача позовите врача
Знаменитый кадр из фильма Павла Худякова «Одноклассники.ru: НаCLICKай удачу», ставший мемом в интернете

Поэтому игра советских актёров до сих пор вызывает восхищение у многих зрителей. Их по праву можно считать мастерами перевоплощения, ведь они отлично справляются и с комедийными, и драматическими ролями, меняясь буквально до неузнаваемости.

Фильм Тень 1971 год
Георгий Вицин и Людмила Гурченко в фильме Надежды Кошеверовой «Тень». Источник – kinopoisk.ru

Отсутствие «культа жестокости и насилия»

Советский кинематограф – островок стабильности и безопасности в мире кино. Вы легко можете представить себе просмотр любой советской киноленты вместе с ребёнком, не опасаясь, что увиденное может его напугать или шокировать. Порой даже отрицательные персонажи этих фильмов могут вызвать сочувствие у зрителя, или даже положительные эмоции, если речь идёт о комедийном жанре.

Кадры из фильма Джентельмены удачи
Евгений Леонов в фильме Александра Серого «Джентельмены удачи». Источник – kinopoisk.ru

Современное же кино часто демонстрирует обилие сцен жестокости и насилия. По этому поводу ведётся множество ожесточённых споров, в попытках понять, как это может влиять на современного человека. Некоторые исследователи считают, что сцены насилия и жестокости в кино носят деструктивный характер и вносят в массы «привычность зла», тем самым делая людей менее чувствительными и способными к сопереживанию.

Высокие моральные устои

Советские фильмы обладали не только художественной, но и моральной ценностью. Они формировали правильную картину мира, в которой добро всегда побеждает зло и всегда давали чёткий ответ на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Почему советские фильмы лучше современных
Сергей Бондарчук и Павел Борискин в фильме, ставшем режиссёрским дебютом Сергея Бондарчука «Судьба человека». Источник – kinopoisk.ru

Очень многие картины представляют нам людей, столкнувшихся с непростыми жизненными обстоятельствами, но не утративших способности любить, дружить и быть честными. К сожалению, не все современные фильмы могут похвастаться наличием такой высокой моральной составляющей своих сюжетов.

А как вы считаете, почему люди разных поколений до сих пор любят и ценят старые фильмы? Что именно заставляет их пересматривать, казалось бы, «устаревшие» картины снова и снова? И какие пункты вы бы добавили в наш список преимуществ кино прошлого перед современным? Пишите свои комментарии ниже.

 

Поделиться с друзьями
Екатерина Пичугина
Оцените автора
ХодорХодор.ру
Добавить комментарий