Фильмы ужасов появились практически сразу после того, как изобрели кино. Этот жанр менялся с течением времени, подстраиваясь под состояние индустрии, вкусы зрителей, и являлся ответом на общемировые исторические события. Хорроры имеют огромное число поклонников по всему миру, поэтому было бы логично попробовать проследить историю развития жанра ужасов от истоков и до наших дней.
- С чего всё началось?
- Ранние фильмы ужасов
- Замок дьявола (1896)
- Ужасная ночь (1896)
- «Рентгеновские лучи» (1897)
- Пиковая дама (1910)
- Франкенштейн (1910)
- Пражский студент (1913)
- Эра звукового кино
- Фильмы ужасов 30-х годов
- Фильмы ужасов 40-50-х годов
- Фильмы ужасов 60-х годов
- Фильмы ужасов 70-х годов
- Фильмы ужасов 80-х годов
- Фильмы ужасов 90-х годов
- Советские фильмы ужасов
С чего всё началось?
Когда кинематограф только зарождался, никто и не думал о так называемом «жанровом кино». Считается, что первым фильмом в истории является «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» братьев Люмьер 1896 года.
Но, если говорить о зарождении фильмов ужасов, то нас будет интересовать фильм, снятый за год до этого, а именно «Казнь Марии Шотландской» (1895). Это был не только первый фильм с демонстрацией жестокости на экране, но в нём также впервые использовали технику монтажа и привлекали к съёмкам профессиональных актёров.
Фильм был снят и спроецирован на кинетоскопе Томасом Эдисоном. Он демонстрирует казнь Марии Стюарт, которая состоялась 8 февраля 1587 года по приказу королевы Елизаветы Английской. Фильм был снят одним общим планом с использованием стоп-кадра: перед ударом топором съёмка останавливается и Роберта Томаэ, исполнившего роль Марии, заменяют манекеном, которому палач и отрубает голову после возобновления съёмки. Позже два куска плёнки склеили.
Так что, есть основания полагать, что именно эта картина заложила основы монтажа в кино и дала «добро» на демонстрацию насилия в фильмах. Эта кинолента повергла многих зрителей в шок, ведь в те времена никто до конца не понимал, что такое кино и многие думали, что видели реальное убийство на экране.
Ранние фильмы ужасов
Замок дьявола (1896)
Первым полноценным фильмом ужасов по праву считается «Замок дьявола» (1896), снятый французским режиссёром Жоржем Мельесом. Данная картина долго считалась безвозвратно утерянной, но, к счастью, была обнаружена в 1988 году в киноархивах Новой Зеландии.
Трехминутная картина пронизана классическими готическими образами: котлами, анимированными скелетами, призраками, летучими мышами, превращающимися в Мефистофеля. Фильм не задумывался как пугающая история и не вызывал у зрителей столь яркого ужаса, как к примеру, «Казнь Марии Шотландской». Но он определённо заложил основы жанра ужасов с его уже привычными современному зрителю мистическими атрибутами.
Интересный факт: девушку, появляющуюся из котла, сыграла Жанна д’Альси, которая в последствии стала женой Мельеса, а Мефистофеля – сам Жорж Мельес, хотя, по другой версии, это был фокусник Жюль-Эжен Легри, принимавший участие в съёмке культовой ленты «Полёт на Луну».
До появления кино Мельес владел театром Робер-Уден, в котором создавал новые трюки и совершенствовался в качестве иллюзиониста.
После посещения киносеанса братьев Люмьер он стал огромным поклонником кинематографа и основал свою собственную киностудию. В своих фильмах Мельес сумел объединить кинематограф и свою любовь к трюкам и фокусам. Он создал первые кинотрюки, в основе которых были техники стоп-кадра, двойной и многократной экспозиции, ускорения и замедления протяжки плёнки и т. д. Кроме того, считается, что он первым из режиссёров использовал раскадровку и написание сценария к фильмам.
Ужасная ночь (1896)
Ещё один короткометражный шедевр Мельеса, который относится к жанру «комедия ужаса». По сюжету на человека ночью нападает огромный паук. В этом фильме не использовались никакие спецэффекты, кроме одного – паук представлял собой ожившую куклу-марионетку.
«Рентгеновские лучи» (1897)
Фильм английского режиссёра Джорджа Альберта Смита, снятый спустя два года после открытия рентгеновского излучения. По сюжету мужчина подсаживается на лавочку к девушке и пытается с ней познакомиться. Кто-то наводит на них рентгеновский аппарат и они превращаются в скелетов. Согласитесь, флиртующие скелеты – интересная концепция для фильма, даже в наши дни.
Пиковая дама (1910)
Одними из первых короткометражных фильмов в России считаются «Вий» и «В полночь на кладбище» Василия Гончарова, снятые в 1909 году. К сожалению, эти картины оказались утеряны в годы Великой Отечественной войны. Зато сохранился фильм Петра Чардынина «Пиковая дама», снятый по одноимённой повести А.С. Пушкина. Это отличный пример раннего фильма ужасов, сочетающего в себе всю мистическую атрибутику жанра, хорошо знакомую современному зрителю.
В 1916 году Яков Протазанов переснимет картину. С технической точки зрения она являлась новаторской: оператор Евгений Славинский одним из первых в русском кинематографе использует для съёмок движущуюся камеру. Эта экранизация по праву считается лучшим дореволюционным фильмом.
Франкенштейн (1910)
Немой фильм, являющийся первой экранизацией романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Фильм был снят на студии Эдисона режиссёром Джеймсом Сирлом-Доули. По своей сути, это больше философская притча, а не фильм ужасов, но именно образ чудовища больше всего впечатлил зрителей и запомнился им.
Пражский студент (1913)
Многие эксперты сходятся во мнении, что именно эта картина стала первым полноценным фильмом ужасов. Фильм Стеллана Рюэ и Пауля Вегенера заложил основы жанра «хоррор» и явился одним из первых образов немецкого киносимволизма. Именно после этого фильма будут сняты такие известные картины золотого века ужасов как » Кабинет доктора Калигари» (1920) и «Носферату, симфония ужаса» (1922).
Эра звукового кино
Фильмы ужасов 30-х годов
Появление звука в кино вывело жанр ужасов на новый уровень и проложило путь будущим поколениям, особенно фильмам о монстрах и чудовищах. Именно в эти годы появляются новая версия «Франкенштейна» (1931), «Мумия» (1932) и цветной фильм «Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1931).
30-е годы прошлого века также ознаменовались началом использования слова «horror» для обозначения этого жанра фильмов. Ранее подобные картины считались мелодрамами с использованием в них готических мрачных элементов. Кроме того, в это же время появляются первые настоящие кинозвёзды ужасов, такие как Бела Лугоши, прославившийся ролью графа Дракулы в фильме Тода Браунинга «Дракула» (1931).
Ужасы одновременно пугают и нервируют зрителя. В это же время жанр подвергается жёсткой цензуре и общественной критике. Одним из таких фильмов является картина Тода Браунинга «Уродцы» (1932). Он настолько шокировал зрителей, что его не только изъяли из проката в своё время, но и запретили к показу в некоторых странах. Лишь в 1961 году этот фильм заново явили миру и он смог приобрести культовый статус.
Фильмы ужасов 20-30-х годов зачастую являлись экранизациями классической готической литературы и именно в эти годы сформировались их классические персонажи: вампиры, оборотни, призраки и т. д. Также оформились и типичные сюжетные линии этих персонажей: вампиры не отражались в зеркалах, боялись чеснока и не переносили солнечный свет, а будущие оборотни становились жертвами укуса диких волков и после этого переставали любить серебро.
Фильмы ужасов 40-50-х годов
Популярность жанра ужасов резко снижается во второй половине 30-х и первой половине 40-х годов XX века, в связи с событиями Второй Мировой войны, ужасы которой пугали людей сильнее картинки на экране. В это время набирают популярность фильмы об оборотнях. Знаковой картиной того времени считается фильм студии Universal Pictures «Человек-волк» (1941), который заложил основу для фильмов подобного жанра.
В 1943 году студия RKO Pictures выпускает в прокат один из первых зомби-хорроров «Я гуляла с зомби». Благодаря угнетающей атмосфере и довольной точно переданной атрибутике гаитянского вуду, картина заметно выделяется среди других фильмов подобной тематики.
Фильмы ужасов 50-х годов стали заметно отличаться от своих предшественников. Сказочные чудовища уже не пугали людей – гораздо сильнее их тревожил страх ядерной войны и вторжения коммунистов. Так же поменялось и отношение масс того времени к науке, ведь независимо от храбрости и самоотверженности героев, зачастую побеждали те, кто имел лучшее техническое оснащение. Появление в сюжетах хоррор-фильмов НЛО и инопланетян, является отголоском войны, ведь в те времена любой летающий объект означал неминуемую смерть и разрушение. В те годы появились такие картины как: «Оно пришло из далёкого космоса» (1953) и «Вторжение похитителей тел» (1956).
В это же время фильмы ужасов начали перемещаться в категорию Б. Основной аудиторией кинотеатров становятся подростки, которых мало волнует художественная ценность фильмов и их глубинные смыслы – им были важнее острые ощущения, наличие любовных линий, жестокие убийства и обнажённые тела (если это позволяла цензура). Именно в это время появляется стереотип, что фильмы ужасов – это кино для подростков и в прокат выходят такие картины, как: «Тинглер» (1959) и «Дом ночных призраков» (1959).
Главными героями фильмов ужасов того времени становятся животные, которые попадают под воздействие современных технологий, чаще всего это радиоактивное излучение. Эти монстры либо приобретали громадные размеры («Они!», 1954), либо становились крохотными («Муха», 1958). В иных сюжетах, технологии заставляли людей столкнуться с монстрами, которых не стоило тревожить («Чудовище с глубины 20000 саженей», 1953).
Подобные картины требовали применения серьёзных спецэффектов. Самым известным мастером визуальных эффектов тех лет был Рэй Харрихаузен, создавший фильмы «Это прибыло со дна моря» (1955), «Земля против летающих тарелок» (1956) и т. д. В будущем его работы послужат вдохновением для именитых кинематографистов – Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса, Тима Бертона, Питера Джексона, Джей Джей Абрамса и Уэса Андерсона.
Технология создания 3D фильмов появилась ещё в в 20-е годы, но настоящую популярность она приобрела в 50-е. Став настоящим хитом, она использовалась в основном для привлечения зрителей на фильмы категории Б, а уже в наше время технология применяется при создании дорогостоящих блокбастеров.
Первым фильмом ужасов с использованием 3D-эффектов стал «Дом восковых фигур» (1953) киностудии Warner Bros.
Фильмы ужасов 60-х годов
60-е считаются более раскрепощённым временем, хотя оно было богато на напряжённые общемировые события: Кубинский кризис, война во Вьетнаме, борьба за гражданские права и сексуальная революция – конечно же, всё это оставило отпечаток на жанре хоррор. Фильмы ужасов начали служить для молодых людей предостережением о том, насколько опасным может быть отрицание традиционных устоев общества. К таким фильмам-предостережениям тех лет можно отнести: «Невинные» (1961), «Карнавал душ» (1962) и «Призрак дома на холме» (1963).
Все эти фильмы объединяет первоначальный скепсис главных героев, который рассеивается под гнётом окружающих их мистических событий. Силы зла неизбежно побеждают, независимо от усилий главных героев. Эти фильмы демонстрировали, что эмансипированную женщину ждёт неминуемая расплата на независимость и отказ от традиционных ценностей, ведь в 60-е именно женщины становятся главными героинями фильмов ужасов.
Но есть и положительные изменения жанра в эти годы. В 1968 году был полностью отменён этический кодекс Хейса, что существенно ослабило контроль государства над производством фильмов и дало режиссёрам больше свободы творчества. В это же время зрителю стало интереснее видеть на экране реальный ужас от более правдоподобных чудовищ. Кинорежиссёр Роджер Корман первым вывел формулу идеального фильма: смерть с обилием крови + красивая главная героиня + пугающий грим + юмор, что позволило ему снимать успешные фильмы с поразительной скоростью.
Благодаря сотрудничеству с Корманом миру открылись таланты таких известных деятелей Голливуда, как Джеймс Кэмерон, Фрэнсис Форд Коппола и Джек Николсон.
В 1960 году свет увидел культовый фильм Альфреда Хичкока «Психо», ставший началом зарождения жанра слэшер. Фильм нарушал абсолютно все постулаты кодекса Хейса и стал абсолютным хитом у зрителей.
Ещё одним большим хитом в то время стал фильм «Ночь живых мертвецов» (1968), снятый независимым режиссёром Джорджем Ромеро. Интересно, что изначально картина называлась «Киношка о монстрах» и задумывалась как комедия.
В 60-е на арену производителей фильмов ужасов выходит кинокомпания Hammer Film Productions. Она прославилась ремейками классических фильмов ужасов 30-х годов: «Невесты Дракулы» (1960), «Зло Франкенштейна» (1964), «Проклятие гробницы мумии» (1964). Благодаря этому на сеансы с фильмами ужасов удалось завлечь более взрослую аудиторию.
Фильмы ужасов 70-х годов
70-е годы XX века можно охарактеризовать как Эпоху депрессии из-за ряда шокирующих общество событий: распад культовой группы «The Beatles», ошеломляюще жестокие преступления Чарльза Мэнсона и его последователей, рост наркотической зависимости среди населения, нефтяное эмбарго 1973 года и т.д. Столь неспокойные времена стали благодатной почвой для жанра хоррор.
В это время своего расцвета достигают слэшеры, основа которых была заложена ещё в 60-е. Изначально фильмы в этом жанре снимались только в Италии и назывались они тогда джалло. Это были картины о маньяках в масках, в них было много эротических сцен и крови, а убийства демонстрировались зрителю глазами убийцы. Примечательны были и длинные и совершенно нелепые названия этих фильмов: «Шесть женщин для убийцы» (1964), «Что эти странные капельки крови делают на теле Дженнифер?» (1972) (в России он вышел в прокат под названием «Ирис в крови»), «Твой порок — это закрытая комната, и только я обладаю ключом к ней» (1972) (у нас его перевели как «Глаз черного кота»). Фильмы джалло отчасти напоминали детективы в стиле Агаты Кристи, зачастую убийцей оказывался один и главных героев, а мотивы его убийств становились известны только в конце фильма.
В Голливуде этот жанр становится популярным после зверского убийства в собственном доме актрисы Шэрон Тейт и её гостей сектой «Семья Мэнсона» в 1969 году. Людей стала пугать мысль о том, что собственный дом может быть небезопасным, в любой момент в него может проникнуть маньяк-убийца и вырезать всю семью, а полиция даже не успеет прийти на помощь. Этим страхом активно начали пользоваться сценаристы и режиссёры и на свет появились такие культовые картины, как «Черное рождество» (1974), «Техасская резня бензопилой» (1974) и «Хэллоуин» (1978). А среди типичных героев ужастиков появился типаж «последней девушки».
После отмены цензуры в кино, многие режиссёры стали использовать религиозные мотивы в своих работах – так на свет появились картины: «Плетеный человек» (1973), «Элис, милая Элис» (1976) и «Кэрри» (1976). Естественно, что такие фильмы вызывали недовольство у многих верующих. Но это недовольство играло фильмам только на руку и привлекало в кино ещё больше зрителей.
Подобные картины часто эксплуатировали образ «одержимых» членов семьи, таким образом создатели выражали свои опасения относительно разрушения образа традиционной семьи и изменение мужских и женских ролей в ней. Яркими примерами таких кинолент служат: «Изгоняющий дьявола» (1973), «Степфордские жены» (1975), «Омен» (1976) и другие.
В 1975 году Стивен Спилберг презентует миру первую часть своего дорогостоящего фильма «Челюсти». Картина существенно выделяется на фоне уже привычных на тот момент ужастиков про одержимых детей и жутких монашек. Он идеально вписался бы в концепцию фильмов ужасов 50-х годов, но, благодаря большей свободе творчества и развитости технологий, фильм стал настоящим прорывом в кинематографе тех лет и ознаменовал начало эры блокбастеров.
Фильмы ужасов 80-х годов
Отличительной чертой фильмов ужасов 80-х является обилие визуальных эффектов и аниматроники. Если в прошлом десятилетии киноделы только заигрывали с современными технологиями в кино, то в 80-е они стали применяться повсеместно. Монстры на экране стали ещё реалистичнее и страшнее, пример тому фильмы «Чужой» (1979), «Сияние» (1980), «Американский оборотень в Лондоне» (1981), «Нечто» (1982) и «Кошмар на улице Вязов» (1984).
Фильмы о зомби тоже никуда не делись; более того, из обычных страшилок они превратились в отличную сатиру, высмеивающую общество потребления – «Рассвет мертвецов» (1979).
На фоне роста распространения СПИДа и ВИЧ, и развития новых технологий, в обществе зарождается страх того, что находится внутри нас и он находит своё отражение в жанре боди-хоррор. Развитие спецэффектов помогает сделать эти фильмы ещё более зловещими и показать во всей красе все ужасы извращённой плоти. Ключевыми фильмами жанра можно считать: «Видеодром» (1983), «Восставший из ада» (1987) и «Общество» (1989).
Фильмы ужасов 90-х годов
В 80-е в погоне за прибылью киностудии начинают злоупотреблять созданием ремейков и сиквелов уже известных фильмов, что неизбежно загоняет жанр в тупик. Эта эпидемия не обошла стороной и 90-е, подарив миру «Дракулу Брэма Стокера» (1992) и «Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница» (1993).
У этой ситуации есть и положительные стороны: на фоне уже известных и порядком надоевших всем персонажей типичных фильмов ужасов, стали заметно выделяться новые экранные злодеи – харизматичные и притягательные серийные убийцы. Картины «Молчание ягнят» (1991) и «Семь» (1995) стали настоящими хитами кинопроката, а тогдашняя популярность криминальных ТВ-шоу, основанных на реальных событиях, только подогрела интерес зрителей к этим фильмам.
В 1999 году в прокат выходит малобюджетный фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», который становится настоящим супер-хитом и запускает моду на жанр ужасов «найденная плёнка«. Фильм преподносился широкой публике как документальная хроника, а не игровое кино. В ход шли различные маркетинговые уловки, вплоть до распространения создателями фильма таинственных фотографий и сообщений в интернете, что поддерживало иллюзию реальности происходящего на экране.
Приближающиеся 2000-е порождали массу страхов у людей – в этот период повышается активность религиозных фанатиков, утверждавших, что на Землю вот-вот явится Антихрист, или человечество ждёт второе пришествие Иисуса Христа, или же наступит конец всего сущего. Режиссёры и сценаристы конечно же не остались в стороне и обыграли людские страхи в своих фильмах: «Лестница Иакова» (1990), «Кэндимэн» (1992), «В пасти безумия» (1995) и «Шестое чувство» (1999).
В то же время стал наблюдаться очевидный кризис жанра и стало очевидно, что ему нужна хорошая встряска, чтобы не прийти в полный упадок. И такую встряску ему дал Уэс Крэйвен, выпустив в 1996 году фильм «Крик», который стал большим прорывом и даровал жанру второе дыхание. После успеха картины стали появляться и другие подростковые хорроры: «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997) и «Городские легенды» (1998), но повторить столь оглушительный успех они не смогли.
90-е запомнились ещё и тем, что они открыли миру японские фильмы ужасов. Фильмы «Звонок» (1998) и «Проклятие» (2002) о мстительных призраках стали настоящими хитами у зрителей и обзавелись Голливудскими ремейками.
Советские фильмы ужасов
В отличие от запада, в СССР жанр ужасов не пользовался особой популярностью. По большому счёту, в первые 10 лет существования страны таких фильмов попросту не было, хотя зачатки жанра прослеживались в первых экранизациях произведения Н. В. Гоголя «Портрет» (1915) и «Вий» (1916).
Первым фильмом, имеющим сверхъестественные элементы в сюжете, а потому подходящим под классификацию ужасов, можно считать картину «Медвежья свадьба» (1925), снятую по пьесе Анатолия Луначарского и, скорее, являющуюся исключением из общего числа кинолент раннесоветского периода.
В рамках социалистического реализма большей популярностью пользовалась научная фантастика, поэтому элементы хоррора часто встречались либо в фантастических фильмах, либо в экранизациях классической литературы.
В 1967 году на экраны советских кинотеатров выходит фильм Константина Ершова «Вий», который стал культовым и занял лидирующие позиции в прокате. Фильм имел настолько оглушительный успех, что был выкуплен для проката в других странах: Аргентине, США, Франции и Финляндии. Но это далеко не единственный советский хоррор.
В 1976 году в прокат выходит фильм Валерия Рубинчика «Дикая охота короля Стаха», снятый по одноимённой повести. Сама экранизация больше напоминает детектив, но в ней присутствуют явные элементы хоррора.
Фильмы ужасов начнут снимать чаще в период перестройки – это связано с ослаблением цензуры и появлением «неофициального» кино. Режиссёры и сценаристы получили возможность создавать фильмы на темы, которые раньше считались табуированными в советском обществе.
Ещё один детектив с элементами хоррора – «Десять негритят» (1987) Станислава Говорухина. Фильм обладает всеми элементами саспенса и всё сильнее погружает зрителя в атмосферу тревожного ожидания по мере развития сюжета.
Фантастический фильм Константина Лопушанского «Письма мёртвого человека» (1986) является отражением реакции общества на гонку вооружений между СССР и США. Страх людей перед ядерной войной, а так же катастрофа на Чернобыльской АЭС обеспечили фильму огромный успех в прокате, в связи с невероятной актуальностью этой работы.
В 1988 году выходит фильм «Господин оформитель», дебютная работа режиссёра Олега Тепцова. Картина, снятая по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль», затрагивает извечные темы противостояния бога и человека. Ещё одна заметная картина «Папа, умер Дед Мороз» (1991) была выпущена практически на грани распада Советского Союза. Фильм является мощной реакцией на события, происходящие в стране на тот момент, и погружает зрителя в атмосферу безумного страха и хаоса.
Фильмы ужасов – уникальный жанр индустрии кино. Лишь на первый взгляд он может показаться поверхностным, ведь если изучить его подробнее, то можно увидеть в нём отголоски проблем, волновавших людей в те или иные отрезки современной истории. Именно ужасы являются прямым отражением своего времени, возможно именно поэтому они имеют огромную армию поклонников и ценителей по всему миру. А вы любите фильмы ужасов?